Моська, надувшая слонов


Slon i MoskaТретий год НТС занимается выявлением тиражных врунов и 14 лет тиражной статистикой, но с таким беспардонным враньем мы столкнулись впервые.

Журнал «АВС. Ваш гид здоровья, красоты и бодрости» смог удивить даже наших, видавших виды, аудиторов. Судите сами. Заявленный тираж этого издания 3 000 000 (три миллиона) экземпляров !!!

Чтобы понять, что такой тираж означает в нашей стране, сравним его с тиражами изданий, которые можно встретить на каждом шагу, в каждом киоске, на каждой витрине. Журнал «За рулем» — тираж 420 000 тыс. экз., «Комсомолка» — тираж 620 тыс. экз., АиФ – тираж 1,7 млн. экз., «Вокруг света» — 250 тыс. экз.

В принципе, для того, чтобы убедиться в тиражном вранье журнала «АВС. Ваш гид здоровья, красоты и бодрости» не надо проводить специальную экспертизу. Если вы видите моську, заявляющую, что она весит как слон, вы будете затевать контрольное взвешивание или доверитесь собственным глазам?!

В нашем случае журнал «АВС…» заявляет, что его тираж равен или даже превышает совокупный тираж АиФ, «За рулем», «Комсомолки» и «Вокруг света».

Забудем на минуту об известности и узнаваемости брендов (хотя тираж в 3 миллиона делает любой бренд известным и узнаваемым). При таком тираже издание должно быть ОЧЕНЬ ЗАМЕТНЫМ. Обычный визуальный обзор тех мест, которые могут быть использованы для бесплатного распространения подобного издания, показал, что тираж завышен даже не в разы, а на порядки.

И тем не менее, мы решили провести экспертизу тиража. Причиной такого решения послужило то обстоятельство, что тираж данного журнала сертифицировался альтернативным Бюро тиражного аудита — АВС. Мало того, по итогам 2011 года Бюро тиражного аудита — АВС наградило журнал «АВС…» за «лучший тираж года».

         После того, как в конце 2012 года мы публично приступили к экспертизе тиража данного журнала, Бюро тиражного аудита — АВС, без объяснения причин прекратило сертификацию журнала «АВС…».

Тем не менее экспертизу мы провели. Вот ее итоги.

Наши эксперты занимались поисками журнала «АВС…» или его следов в 16 городах: Воронеже, Москве, Волгограде, Казани, Самаре, Красноярске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Краснодаре, Белгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Выбор городов был сделан на основе той информации о распространении тиража, которая размещена на сайте Бюро тиражного аудита — АВС.

Бесплатный журнал такого типа может раздаваться на улицах, распространяться по почтовым ящикам, лежать на стойках в супермаркетах и в аптеках. Проверка первых трех вариантов дала практически нулевой результат. Проверка аптек показала, что такой журнал, действительно, есть, и некоторым аптекарям его даже посчастливилось когда-то видеть.

Эксперты обошли и осмотрели 201 аптеку в 16 городах, побеседовали с их сотрудниками. Адреса аптек, а также контактные данные опрошенных аптекарей и наших экспертов у нас имеются. В 23 аптеках из 201-й сотрудники с трудом вспомнили, что журнал когда-то привозили, куда-то по 1 экз., а куда-то и по 20-30 штук. Самые свежие воспоминания о журнале датируются летом прошлого года. Журнал «АВС…» заявляет о своем распространении в 39 регионах России (данные с сайта Бюро тиражного аудита — АВС).

Данные нашей экспертизы с учетом количества аптек в каждом городе позволяют сделать вывод: в свои лучшие времена журнал «АВС…» распространялся в каждом из 39 регионов тиражом 1000 — 2000 экз. в среднем. То есть общий тираж издания можно оценить в 50 – 60 тыс. экземпляров. Очевидно, что это не точные данные, а экспертная оценка. Погрешность этой оценки может быть 10 – 15 % в любую сторону. Но когда речь идет о завышении в десятки раз, такая точность и не требуется.

Есть и другой метод экспертизы: стоимостной. Затраты на изготовление данного издания трехмиллионным тиражом составили бы несколько десятков миллионов рублей (оценочно – около 50 млн.) Журнал живет за счет рекламы, которая присутствует в издании на 22 полосах  в среднем. Для того, чтобы только окупить тираж, нужно продавать полосы в среднем по 2,2 млн. рублей. Это, если у издания нет других затрат (аренды, фонда зарплаты, доставки). По оценке экспертов реальный рекламный бюджет издания вряд – ли может превышать 1,5 – 1,7 млн. рублей, из которых около 1,0 млн. идет на изготовление тиража. За эти деньги можно отпечатать около 55-60 тыс. экземпляров данного журнала, что примерно совпадает с экспертной оценкой распространения издания.

Таким образом, данные нашей экспертизы показали, что журнал «АВС…» завышает свой тираж примерно в 50 раз. Это всероссийский рекорд вранья.

Поздравляем, соврамши, издателей ИД «Ремедиум», а также Бюро тиражного аудита — АВС, вручившее вруну–рекордсмену премию за «лучший тираж».

 

Игорь Яковенко

генеральный директор Национальной тиражной службы

 

P. S. На сайте журнала «АВС. Ваш гид здоровья, красоты и бодрости» до сих пор есть строчка: тираж сертифицирован Бюро тиражного аудита – АВС.

 

 

 

 


Похожие материалы:
Журнал «PULSE. Воронеж» исключен из НТС
ВРАНЬЁ ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ
Конференция НТС «ПУТИ К УСПЕХУ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПРЕССЫ»
Антипремия «Поздравляем, соврамши!»
КАК НАМ БЛАГОУСТРОИТЬ РЫНОК ПРЕССЫ?

Оставить комментарий